Замечательный актер и человек невероятной харизмы. Леониду Вячеславовичу было 85 лет...
Не стало Леонида Куравлева… Замечательный актер и человек невероятной харизмы. Леониду Вячеславовичу было 85 лет.
Он считал, что важно уйти из профессии вовремя, не мучая себя и зрителя. Признавался: на этой земле его держали дети и внуки, которых он очень любил…
«Афоня», «Иван Васильевич меняет профессию», «Самая обаятельная и привлекательная», «Золотой теленок». В каждой роли Куравлев был ярким и неповторимым.
В его героев зрители влюблялись, даже если Леонид Куравлев играл отпетых мошенников, при этом чертовски обаятельных и привлекательных.
А ставшие знаменитыми фразы Куравлева вставляют в разговоры и спустя почти полвека после выхода в прокат ленты «Иван Васильевич меняет профессию», лидера советского проката — 60 миллионов зрителей!
«Леня — очень добрый, скромный, абсолютно нетусовочный человек. Он живет своей отдельной, глубокой внутренней жизнью. Он очень справедливый: если Леня что-то сказал, то так оно и есть. Он не гуляка: отработал на полную катушку — и домой, в отличие от многих других артистов», — вспоминал Аркадий Инин.
Слава пришла к Куравлёву после фильма «Живёт такой парень» — Василий Шукшин написал сценарий специально для своего друга. Роль Пашки Колокольникова многие годы оставалась для Куравлева самой любимой.
***
Роль ещё одного простого парня, Афони, тоже досталась Куравлёву непросто. Георгий Данелия даже не хотел приглашать его на пробы. Афоней мог стать… Владимир Высоцкий! Но всё сложилось так, как сложилось, и теперь в роли Афанасия Борщова трудно даже представить кого-то другого.
В весёлости и обаянии слесаря Афони кроются и другие краски: грусть и трогательность.
Музыканту Андрею Макаревичу, под чью песню танцует в фильме Афоня, довелось наблюдать Куравлёва в работе: «Никто больше не умеет так передавать вот эту грустную иронию, это может только Куравлев».
«Даже его жулику Жоржу Милославскому симпатизируешь», — говорил Александр Панкратов-Черный. А между прочим, чтобы стать Милославским в фильме «Иван Васильевич меняет профессию», Куравлёву пришлось выдержать конкуренцию с кумирами зрителей Андреем Мироновым и Георгием Юматовым!
***
Мы запомнили и образ Копчёного, созданный Куравлевым в «Место встречи изменить нельзя».
«А сценка с Куравлевым? Помните, они с Высоцким играют в биллиард… Обаяние Куравлева действует безотказно, одна его улыбка дорогого стоит. Но режиссеру хотелось, чтобы он сыграл не просто обаятельного вора, а «вора в законе», с блатными повадками и соответствующим говорком.
Куравлев, репетируя, необычно задвигался, необычно заговорил, изменил походку, «завыдрючивался»… Это было и смешно, и грустно, похоже и непохоже. И тут Высоцкий неожиданно для всех сымпровизировал. Он заговорил с такими точными блатными интонациями, выразительно задвигался… Он не прикидывался, не играл. Все рассмеялись, Леонид Куравлев громче всех.
— Можно снимать! — сказал он, — я готов.
И сцена была снята на одном дыхании, сходу, по-деловому и весело.
Два талантливых человека встретились в работе и остались довольны друг другом. Кстати, Высоцкий совершенно не умел играть в биллиард, и все забитые им на экране шары были забиты на съемках Куравлевым», — из воспоминаний актера Льва Перфилова.
***
«Вообще я сыграл трех воров — Жорж Милославский, Шура Балаганов в «Золотом теленке» Швейцера, Копченый в фильме «Место встречи изменить нельзя». Три вора — и всех их любит зритель, я не понимаю почему.
По Афоне. По сей день кричат в спину: «Афоня, дай рубль». Раздражает, честно говоря. Ну какой я Афоня? У меня 250 ролей… А вот Афоня свой в доску. Мерзавец ведь, а любят. Данелия написал в своей книге: «В Куравлеве есть какая-то загадка, другого бы не любили». На эту роль пробовались очень много актеров, в том числе Высоцкий. В принципе люди живут немножко по Афоне. Не обязательно в таком виде расхлыстанном. Но там суть национальная была схвачена, вот в чем секрет. Картина очень глубокая. Народу надо вылезать из той лужи, в которой оказался Афоня….
С Высоцким я снялся в фильме «Место встречи изменить нельзя». Потом — в фильме «Маленькие трагедии» режиссера Швейцера. Высоцкий — Дон Гуан, а я — Лепорелло. Если актер, как Высоцкий — очень талантливый, гениальный, — то он задает тебе планку общения, приглашает быть таким же талантливым, как он.
Не люблю себя на экране. Хотя, конечно, я удовлетворен тем, что сделал в кино. Я счастливый человек в своей профессии», — из интервью Леонида Куравлева.