«Великий Козинцев был, пожалуй, единственным режиссером, который сумел по-настоящему понять масштаб одаренности Олега. И почувствовать, что плата за него окажется чрезвычайно высока. Козинцев терпеть не мог актерских опозданий и уж тем более увлечения спиртным, но Далю прощал все. Говорил: «Мне его жалко, он — не жилец».
Олег Даль снялся едва ли в 50 картин, но его имя знают даже те, кто родился годы спустя после его смерти. Актера мало снимали в кино, и в театре он сыграл каких-то полпроцента из того, что мог бы. Однако все работы Даля были особенными, врезающимися в память…
Режиссер Григорий Козинцев пригласил Олега Даля сыграть шута в своем будущем фильме «Король Лир». Именно пригласил, так как проб не было. Все произошло очень обыкновенно.
Режиссёр Надежда Кошеверова показала Григорию Михайловичу отрывки из фильма «Старая, старая сказка», где Даль сыграл грустного, печального кукольника и веселого находчивого андерсеновского солдатика. Потом короткий разговор режиссера с актером и утверждение на роль.
Усть-Нарва. Последняя съемка. Собрана огромная массовка, техника, и еще надо учитывать тяжелейшие природные и бытовые условия. К тому же — половина группы больна. Но Даль работать не в состоянии. Съемка сорвана. Летит план. А Козинцев берет вину на себя. Приведены доводы, с которыми не поспоришь, — плохое самочувствие режиссера.
Козинцев о работе Даля в фильме «Король Лир»:
«Олег Даль — именно такой Шут, какого я представлял: у него лицо мальчика из Освенцима… которого заставляют играть на скрипке в оркестре смертников; бьют, чтобы он выбирал мотивы повеселей…
…Мне жалко было потерять Шута в середине пьесы. Олег Даль помог мне еще больше полюбить этот образ.
Измученный мальчик, взятый из дворни, умный, талантливый, — голос правды, голос нищего народа; искусство, загнанное в псарню, с собачьим ошейником на шее».
***
Козинцев — из письма Далю после фильма «Плохой хороший человек» (чеховская «Дуэль»):
«Олег, милый, смотрел фильм.
Вы мне очень понравились.
Удачи и счастья (29 апреля 1973 г.)».
Это было последнее письмо Козинцева — 11 мая он скончался.
12 мая в дом Козинцева пришла телеграмма от Даля: «Я всегда буду ненавидеть вчерашний день».
Английский издатель Эдвард Томсон писал: «Кто-то спросил Козинцева, почему у него в «Короле Лире» шут остаётся до конца, ведь у Шекспира он исчезает в третьем акте?»
«Я так люблю этот персонаж, так люблю этого артиста, что не мог допустить, чтобы он когда-нибудь умер», — ответил Григорий Михайлович».
***
«Великий Козинцев был, пожалуй, единственным режиссером, который сумел по-настоящему понять масштаб одаренности Олега. И почувствовать, что плата за него окажется чрезвычайно высока. Козинцев терпеть не мог актерских опозданий и уж тем более увлечения спиртным, но Далю прощал все. Говорил: «Мне его жалко, он — не жилец». (Игорь Оболенский, отрывок из статьи «Герой не нашего времени. Актёр Олег Даль»).
***
Во время одной из творческих встреч его представили народным артистом. Даль вышел на сцену и поправил конферансье: «Я не народный, я — инородный»…