Предприниматель с мировым именем и завсегдатай списка Форбс – о важности воспитания финансовой грамотности с пеленок.
Путь Уоррена Баффета к посту гендиректора Berkshire Hathaway шел через множество разных путей. Так, в 6-летнем возрасте он покупал пачку Кока-Колы за 23 цента и реализовывал по 45 центов. Таким же образом Уоррен продавал жвачки и журналы соседям.
«Отец всегда вдохновлял и поддерживал меня, – сказал Баффет в интервью CNBC в 2013. – Именно он привил мне правильные привычки в очень раннем возрасте. И самый важный урок, который он преподал, касался сбережений».
Уоррену Баффету однажды задали вопрос, какой самый главный огрех допускают родители, обучая ребенка обращению с деньгами.
Ответ был:«Зачастую родители ждут, пока их дети станут подростками, прежде чем начать разговор о том, как обращаться с деньгами. В то время как начинать этот разговор следует гораздо раньше – в дошкольном возрасте!»
Время идет
Да, именно в этом возрасте. Баффет приводит сведения, что 80% нашего мозга закрепляет нейронные связи именно к трем годам.
По данным исследования Кембриджского университета, ребенок в 3-4 года способен усвоить основные навыки обращения с деньгами. К 7 годам уже формируются навыки финансового поведения во взрослой жизни.
«Большинство родителей знает, насколько важно научить детей правильно обращаться с деньгами, — продолжает Баффет. — Но дело в том, что знать и делать – это совершенно разные вещи».
Социологический опрос 1000 юношей от 18 до 24 лет и 1014 родителей (дети 8-14 лет), проведенный научным агентством T. Rowe Price в 2018 году показал следующее. Лишь 4 % родителей говорили на финансовые темы с детьми в дошкольном возрасте. 30% родителей просветили отпрысков об обращении с деньгами после 15 лет. 14% вообще не разговаривали с детьми на данную тему.
Уроки Уоррена Баффета
В 2011 году Уоррен участвовал в создании мультсериала “Секретный клуб миллионеров”, в котором был отражен его опыт.
Это шоу представляет 26 серий, каждая из которых описывает отдельную тему финансовой грамотности – что такое инвестиции, кредитная карта или куда вложить деньги, чтобы они принесли прибыль.
«Все эти уроки я преподал собственным детям [трём]. Они очень простые, но очень важные для жизни и бизнеса», — сказал Баффет CNBC.
Вот некоторые уроки из “Секретного клуба миллионеров” и рекомендации Баффетта, как это рассказать детям.
Учим гибко мыслить
Главная задача урока – учить ребенка не сдаваться и не опускать руки, даже когда что-то не сработало.
Гибкое, нестандартное мышление станет только плюсом в будущем, особенно в решении финансовых проблем.
Как развивать?
Водите детей на выставки разных стилей и жанров. Обращайте внимание детей на то, чем отличаются картины разных стилей. затем предлагайте сотворить что-нибудь свое. Обсудите, чем кроме кистей это можно сделать (губки, пальцы, колпачки от фломастеров).
Игра “Мусор в сокровище”. Предложите ребенку подумать, как могут быть полезны старые вещи в доме. Так, пустая коробка станет отличным складом для журналов, а из пробочек от бутылки получатся шашки. Это пробуждает креативность, бережливость и бережное отношение к природе.
Начало экономии
Еще Бенжамин Франклин говорил, что “сэкономленный пени – заработанный пенни”. Сначала нужно научить ребенка понимать разницу между потребностями и желаниями. А затем обучать управлению личными деньгами.
Как развивать?
Две банки. Предложите ребенку завести две банки – одна “На расходы”, другая “Для сбережений”. Когда у ребенка появятся личные деньги (на карманные расходы, подарок на праздник, поощрение за помощь по дому), обсуждайте с ним, как грамотно распределить деньги между двумя банками.
5 целей. Предложите ребенку изобразить на бумаге 5-10 вещей, что они хотят купить. Затем обсудите список: например, что будет полезнее новая игрушка, которую так хочется или пару новых кроссовок, что так нужны для занятий спортом в школе.
Цена и стоимость – в чем отличия?
у кого не случалось: купили в сезон брендовую вещь – писк сезона, хотя можно было купить ее же через пару месяцев на большой скидке?
Задача родителей – донести до ребенка механизм, который используют рекламодатели, чтобы “заставить” нас купить продукт или услугу. Также стоит научить анализировать, что стоит свою цену, а что нет.
Как развивать?
Предложите ребенку поучаствовать в составлении списка продуктов для супермаркета. Затем совместно изучите цены на эти продукты в интернет-магазинах или других магазинах на скидках. Обсудите цены и сделайте совместные выводы, у какого магазина самое лучшее предложение для конкретного продукта.
Посмотрите и обсудите вместе рекламу. Задайте вопросы: “Что нам хотят продать? Что привлекло твое внимание? Какие мысли пытается навязать реклама? Что она заставляет чувствовать? Как создатели рекламы пытаются убедить нас купить продукт быстрее?”.
Принятие правильных решений
Чтобы научить ребенка грамотно оценивать ситуацию и принимать оптимальные решения, необходимо сначала дать понять, как результаты зависят от различных вариантов выбора.
Как развивать?
Уоррен Баффет предложил моделировать ситуации и обсуждать все варианты решений и последствий. А также обратить внимание ребенка на тот выбор, который привел к наилучшему результату. Родитель должен делиться не только успехами, но и своими промахами, когда неправильный выбор привел к плохому результату. Важно донести до ребенка понимание того, что все шаги и решения, независимо от масштабов, так или иначе влияют на нашу жизнь. Вот примерная ситуация для обсуждения:
«Мы хотим купить новый телевизор, но сломался кондиционер, поэтому необходимо копить деньги на его ремонт. Если не сделаем этого, то в доме будет слишком жарко, когда придёт лето. А вот когда купим кондиционер – можно будет задуматься о покупке телевизора».
Мы обязаны выработать привычку у ребенка принимать грамотные решения в отношении траты денег. Главное, говорить об этом, обсуждать, делиться своим опытом и суждениями, провоцировать анализ ситуации самим ребенком. Так, если ребенок просит купить ему книгу с модным романом, спросите, действительно ли нужна эта книга в коллекцию книг или будет разумнее взять в библиотеке.
“Слишком рано не бывает”
Один из самых важных уроков для успешного будущего ребенка – воспитание здоровых финансовых привычек.
«Никогда не бывает слишком рано, — говорит Баффет. — Будь то обучение детей основным принципам денежного обращения, разнице между потребностями и желаниями или необходимости сбережений. Со всем этим дети сталкиваются уже в раннем возрасте, поэтому лучше объяснить им всё и помочь понять».