Елена Метелкина: свято хранимая тобой и тебя хранящая

25.11.2021 14:06

Ее «инопланетная» красота не принесла ей счастья. Так или иначе, отношения актрисы заканчивались очень печально. Сегодня она живет в тесной однушке, но, как и прежде, ни на что не жалуется...

У Елены Метелкиной — сложная судьба. Ее «инопланетная» красота не принесла ей счастья. Так или иначе, отношения актрисы заканчивались очень печально. Сегодня она живет в тесной однушке, но, как и прежде, ни на что не жалуется. Метелкина много лет работала манекенщицей, сыграла в фильмах «Через тернии к звездам» и «Гостья из будущего», работала секретаршей, продавщицей, уборщицей… А для зрителей она по-прежнему — существо с другой планеты. С идеальной планеты, где есть только любовь…

У Михаила Пришвина есть замечательный оборот речи — «не оскорбляемая часть души»… Не оскорбляемая, то есть не поддающаяся действию извне, свято хранимая тобой и тебя хранящая… По настоящему чистую душу невозможно испачкать никакой грязью — она к ней попросту не пристанет. Все это вполне соотносятся с Еленой Владимировной Метёлкиной…

В детстве она предпочитала уединение и чтение книг. У неё не было друзей. Она была не такой, как все. И очень хорошо это понимала. Она была готова к тому, что её как минимум будут всегда считать странной.

Окончив школу, Лена не стала никуда поступать, а просто пошла работать обычным библиотекарем, собираясь там работать чуть ли не всю жизнь. Время шло, девушка хорошела на глазах. Из гадкого утёнка она на глазах превращалась в прекрасного лебедя. Вскоре её коллеги обратили внимание, что в библиотеку тянутся молодые люди не столько ради книг, а сколько ради того, чтобы любоваться молоденькой библиотекаршей.

Прима Дома моделей

А потом девушку заметили на улице, и пригласили сняться для журнала моды. Утончённая, изысканная красота девушки бросалась в глаза не только утомлённым знаньями книголюбам. Её фотографии, попавшие в журнал мод, который тогда базировался на Кузнецком мосту, вскоре привлекли внимание модельеров. И вот ей поступило предложение работать на подиуме в ГУМе. Лена стала демонстратором одежды Московского Дома моделей.

За несколько лет она стала примой Дома моделей. Все понимали, что она уникальна. Её фигура была такая, что многие платья и наряды могла носить на показах только она. Другие манекенщицы в эти наряды не влезали. На её необычную внешность вскоре обратили внимание кинодеятели.

Во многом играла саму себя

Первой работой в кино у молодой Лены Метёлкиной стала бессловесная роль в кинофильме «Берега» (1973). Красивую Лену Метёлкину в фильм пригласили больше для антуража, она играла в массовке. Но и там она сильно выделялась среди многих девушек своим ростом и удивительным взглядом.

Но главная встреча в кино ждала её чуть позже. К 1978 году Кир Булычёв и Ричард Викторов написали сценарий будущего фильма «Через тернии к звёздам». Елена Метелкина к тому времени находилась в большом фаворе, она была одной из самых востребованных манекенщиц в Москве. Её портреты украшали многие печатные издания страны советов и даже многие заграничные журналы. Режиссёр мучительно долго искал актрису на роль Нийи. Даже дал объявление в газету, что приглашается актриса на роль инопланетянки. Но любители инопланетных цивилизаций не спешили объявляться. Зато кто-то из ассистентов режиссёра просматривая журналы мод увидел Лену Метёлкину и её пригласили на пробы.

Когда Метёлкину загримировали и поглядели на неё вблизи, все были поражены тем, как она близка к искомому образу Нийи. Когда же она остриглась наголо, то все поняли что это вообще стопроцентное попадание. Хотя кураторы картины не разрешили сделать главную героиню абсолютно лысой, и в итоге родилась у неё на голове небольшая шапка из крашеных белых волос. Художник картины К. Загорский ликовал больше всех. Нийя получилась именно такой, какой он её рисовал на эскизах.

Наверное, так правдоподобно сыграть одинокую беззащитную девушку, появившуюся на свет из пробирки и нуждающуюся в помощи, найденную в глубинах Вселенной и привезённую на Землю, могла только Лена Метёлкина. Она была рождена для воплощения этого образа, и во многом играла саму себя. И к тому же, как она сама признавалась, была очень послушной и ловила каждое слово режиссёра. Ну и в целом она просто растворилась в этой роли. Она настолько пропустила эту роль через себя, что ни у кого не создавалось впечатление, что на экране земной человек.

Картина вышла на экраны в день 20-летия со дня полёта Гагарина, 12 апреля 1981 года. Прокат картины был просто огромным для того времени. Известная манекенщица Елена Метёлкина вошла в список самых популярных артистов года, опередив многих грандов того времени, включая Иннокентия Смоктуновского.

Суровая школа жизни

Съёмки картины принесли Елене встречу с будущим мужем, неким портным из Запорожья. Он просто прописался на съёмочной площадке и оказывал такие знаки внимания Елене, что она дрогнула и вскоре вышла за него замуж. Хотя тяжелые предчувствия в отношении её будущей семейной жизни тогда были у многих

В итоге её избранник, Сергей, повёл себя весьма неблагородно по отношению к Лене. Он чуть не оттяпал у неё квартиру, был категорически против ребёнка. В Итоге Лена Метёлкина прошла суровую школу семейной жизни, стойко перенесла все тяжести бракоразводного процесса.

Елена при всей своей хрупкости обладала сильным внутренним стержнем. Она не сломилась. Родила сына Сашу. Но душевную травму получила. Отношения с мужчинами она отодвинула на задний план.

Тут весьма вовремя стали снимать «Гостью из будущего». Режиссёр Павел Арсенов попросил Кира Булычёва написать образ Полины, специально для Метёлкиной. В книге её нет. Но на экране мы получили еще один невероятный образ, что называется «на все времена».

Кстати, поступали Елене приглашения на роли в сказках. Она даже пробовалась на роль Кикиморы в кинофильм «Там, на неведомых дорожках». Но Елену не утвердили на эту роль. Её в итоге сыграла Елизавета Никищихина. Зато какой прелестный, милый образ учительницы музыки она воплотила в фильме «Очень важная персона». Чуть позже была роль в картине «Прикосновение», где она сыграла сестру главной героини.

Впрочем работу манекенщицей она не оставляла и работала в Московском Доме моды еще долго. В общей сложности работе на подиуме она посвятила 20 лет своей жизни.

Чудом осталась жива

Отношения с мужчинами у неё не складывались. Но исключительно потому, что она сама дистанцировалась от них. Было, правда, в начале 90-х годов одно большое исключение. Появился в её жизни Вячеслав. Он был моложе её на 9 лет, они прекрасно прожили вместе несколько счастливых лет. Но потом он исчез из её жизни. В отношения пары вмешались родители Славы. Самое печальное в этой истории, что некоторое время Слава погиб.

В 80-е годы Елена всерьёз увлеклась различными восточными практиками, серьёзно занималась медитацией. Один раз она так далеко «улетела», что была на волосок от смерти.

Ещё ближе к смерти она была 1995 году, когда работала секретарём-референтом у известного бизнесмена Ивана Кивелиди. Он был отравлен, умерла коллега Елены — Зара Исмаилова. Сама Елена лишь чудом тогда осталась жива.

Дальше Елена Владимировна работала во многих местах: уборщицей в Храме Валаамского подворья, воспитателем в интернате для детей инвалидов, в Обществе ветеранов войны и инвалидов. Потом продавала церковную утварь и книги. Работала в магазине немецкой обуви и в магазинах женской одежды. Долго работала менеджером по работе с клиентами в центре изучения иностранных языков, пела в хоре одного из храмов Москвы. Впрочем, она и сейчас поёт там.

Даже не верится, что Елене Владимировне Метёлкиной уже 67 лет. Она по-прежнему прекрасна в своей неземной красоте и хрупкости.

Источник