Фильм “Москва слезам не верит” — шикарное пособие для работы над собой, для тех, кто познаёт себя и окружающий мир.
Сегодня попалась на глаза статья “Вот почему неотразимый Гога, он же Жора — настоящий психопат!” – подробный анализ персонажа Гоги – персонажа Баталова из фильма “Москва слезам не верит”.
Фильм замечательный, “классика советского кинематографа”. Действительно хороший фильм, жизненный. Почему он до такой степени “откликается в душе” объясню ниже, в конце статьи. Сейчас скажу лишь, что фильм, действительно, заслуживает того, чтобы “быть любимым”.
Но вернемся к Гоге. Анализ его персонажа сделан качественно, но с позиций психологии. И, как это обычно бывает у психологов, анализ получился неполный – как раз о базе и не рассказали, не увязали воедино персонажи Гоги и Кати, так, как это есть на самом деле. Психологи ведь Гогу анализировали, у них ведь нет сакральных знаний, у психологов-то. Хотя, нужно отдать должное автору текста-анализа, анализ Гоги сделан качественно.
Исправим недосказанность автора анализа. Текст оригинала – ниже. В тексте курсивом мои комментарии и дополнения.
***
Не было печали у красивой и успешной Катерины, героини Веры Алентовой в фильме «Москва слезам не верит» — так прицепился к ней в электричке неотразимый Гога, он же Жора! Он интуитивно мне не нравился еще с юности. А теперь-то я со всей ясностью понимаю, какая жизнь началась у Катерины в 40 лет… Очень «веселая» жизнь.
Итак, разберем этого субчика.
В электричке Гога сходу ведет себя бесцеремонно, нарушая личные границы незнакомой женщины. Сначала он ее упорно разглядывает, затем цепляется с разговором (таким псевдоискренним, псевдопростецким, призванным быстро сократить дистанцию, создать иллюзию близости), в ходе которого ставит героине несколько «диагнозов» (мужика нет, по работе — не выше, чем мастер), потом неуместно переходит на «ты». Отчего Катерину совершенно справедливо коробит, и она стремится отвязаться от этого типа.
Важный нюанс. Гога глубокомысленно подмечает, что у Катерины взгляд незамужней женщины — потому как «оценивающий». Хотя на самом деле, оценивает-то он, таращась на нее («поддержание пронизывающего зрительного контакта» Сэм Вакнин указывает как характерное для нарцисса) и сразу же мелкими провокациями проверяя на податливость насилию. Определяя взгляд женщины как оценивающий, он проецирует на нее свою вечно оценивающую и сравнивающую нарциссическую натуру.
Абсолютно в нарциссическом духе Гога начинает бурное ухаживание. Навязывает себя в качестве провожатого — при этом не забыв обратить внимание Катерины на то, что денег у него хватит только на такси до ее дома, а уж до своего ему придется идти пешком. Мол, оцени размах моей жертвы.
Тип из электрички не нравится Катерине. Но вместе с тем… интересен. Интересен тем, что говорит и ведет себя «не как все». Точнее, держит себя нагло и фамильярно. Что ошибочно принимается Катериной (и многими тысячами зрительниц) за мужественность, уверенность и силу.
Дело в том, что в современном обществе понятие “мужественность”, равно как и понятие “женственность” злонамеренно искажено, извращенно и подменено суррогатом мужественности и женственности. У современного зобожителя нет ни малейшего понятия, что такое “природный эталон мужественности”, каково это “быть мужчиной” – суррогат один. Поэтому не удивительно, что на фоне обычных мужиков – “овощей с яйцами” – манипулятор и позер Гога, со своей нахрапистостью выглядел “мужественно”.
А дальше Гога прилипает к Катерине. На следующий день он подкарауливает ее у подъезда и чуть ли не вырывает у нее сумки. Вот это мужик, млеем мы у экранов. А ведь героиня не мешок с картошкой прет. Она несет нетяжелые сумки, с которыми вполне себе справлялась за 20 лет безмужней жизни.
Так Гога еще глубже внедряется в личные границы Катерины. Попав в квартиру, он осматривается и понимает, что это он удачно попал. Детали его беспардонного поведения я почерпнула в книге Валентина Черных, которая была положена в основу сценария:
Гога осмотрелся, заглянул в комнату Катерины.
– Ну как? – поинтересовалась Катерина.
– Годится. Судя по блеску стекол и ворсу ковра, убирала не больше суток назад. Готовилась к встрече со мной?
– Ты угадал, – подтвердила Катерина. – Угадывай дальше.
– Я думаю, что мы будем ужинать.
– Опять угадал. Только я минут десять отдохну.
– Отдыхай, – разрешил Гога.
Он прошел на кухню, открыл холодильник, изучил его содержимое, заглянул в настенные шкафы.
Обольщение превращается в феерию: Гога «разрешает» Катерине посидеть в кресле и бросается готовить ужин. Причем, заметьте, чужими руками, тут же приспосабливая Александру под чистку лука.
Далее Гога устраивает шоу во славу себя, любимого: собирает людей на пикник по случаю своего дня рождения. Во-первых, врет — день рождения у него в другое время. Во-вторых, такие инсценировки — явный признак человека манипулятивного, лживого, знающего как обольстить и проделывающего подобные штуки не впервой. В-третьих, он отжирает нарцресурс сразу из нескольких источников: у Катерины, Александры, друзей.
По ходу дела он успевает кое-кого из них обесценить:
Александра завела разговор.
– А Николай Ильич талантливый ученый?
– Тот, что с бородой? – уточнил Гога.
– С бородкой.
– Не очень.
– А как вы определяете? Он же защитил кандидатскую диссертацию и готовит докторскую.
– Кандидатские все защищают…
Впрочем, Гога готов и восхищаться. Но как? По-нарциссически. Постоянно сравнивая себя с кем-то.
– Насчет таланта, – напомнил Гога. – Смотри, как ведет машину Васек. Великолепно ведет. Он талант в вождении. Я так не могу. Но я понимаю в моторах, как очень немногие. Я тоже талант.
А само появление Гоги в квартире Катерины воскресным утром? Его совершенно не колышет, что люди по выходным отсыпаются, что у них другие планы, что согласия на поездку ему никто не давал. Вспомним, он просто сообщил Катерине и Александре о пикнике и ушел, не дождавшись ни да, ни нет. А сейчас буквально пинками гонит их на шашлыки. Конечно, для их же блага, которое ему ведомо лучше, чем самим потенциальным облагодетельствованным! На природе, мол, отоспитесь.
В книге Черных присутствует диалог, в котором Катерина еще на пикнике пытается рассказать Гоге, кто она такая. Вернее, даже рассказывает. Но тот словно не слышит ее и всячески переводит тему, иронизируя над ней и не забывая снова выпятить себя:
– Гога, – предупредила Катерина, – несмотря на всю твою проницательность, я не та, за кого ты меня принимаешь.
– Конечно не та, – согласился Гога. – Ты лучше.
– Я серьезно.
– Она серьезно, – подтвердила Александра. – Она не из фабрики-прачечной, она крупный…
– …руководитель промышленности, – улыбнулся Гога.
– Да, – подтвердила Катерина.
– Ты еще и депутат, конечно. Все руководители у нас депутаты.
– Да, – еще раз подтвердила Катерина.
– И они туда-сюда ездят по заграницам. И ты только вчера вернулась из Парижа.
– Не вчера, – поправила Александра. – Две недели назад.
– Не будем мелочиться, – сказал Гога. – День, неделя, плюс-минус – не имеет никакого значения.
– Я с тобой серьезно разговариваю, – сказала Катерина.
– Я тоже, – подтвердил Гога. – Ты серьезная женщина, я серьезный мужчина. Обо мне здесь так хорошо говорили, что ты, конечно, почувствовала некоторый комплекс неполноценности. Ты хочешь рассказать мне о своих достоинствах и достижениях. Обязательно поговорим. Сядем дома друг против друга: я тебе вопрос, ты мне ответ. Или будет один твой монолог на весь вечер. Я тебе обещаю. Мне очень интересно. А сейчас пошли по грибы.
Кстати, на этом же пикнике Александра расспрашивает Гогу, чем ему так понравилась ее мать. И тот выдает ответ в нарциссическом духе. Что, мол, Катерина красивая, а красота в его понимании…
– Красота в моем понимании – функциональное совершенство.
– Не понимаю, – сказала Александра.
– Я посмотрел на нее и понял: твоя мать – совершенство. В ней есть все, что необходимо женщине, и ничего лишнего. Она – как красивый самолет.
Интересно, а что такое “красота” в понимании автора этого текста – анализа персонажа Гоги? Уверен, автор и сама этого не ведает. И если её спросить, то окажется, что она выдаст нагора какой-нибудь очередной вбитый в головы ГДЛБ “штамп” по поводу внешних данных. Просто потому что “женственность” нынче подменена “суррогатами”. Посему и не ведают зомбожители, что по-настоящему женственная женщина красива сама по себе. И, кстати, функционально тоже.
Кстати, о функциональности. Какие такие “функции” имеются ввиду? Вы хоть знаете природные женские функции?
После пикника Гога понимает, что лед явно тронулся: Катерина не сводит с него задумчивого, теплого взгляда. Вскоре мы видим Гогу и Катерину в постели — очевидно, что роман развивается очень бурно.
Что ж, пора проводить Пробы пера. Легкий намек на прощупывание почвы содержится в следующей сцене, описанной в книге Черных. Катерина ночует у Людмилы, Гога звонит ей туда, и она по просьбе подруги зовет его приехать к ним. Но Гога, который появляется и звонит почти каждый день (когда этого хочется ему), вдруг встает в позу. И чем горячее просит Катерина, тем непреклоннее Гога. Даже «целую» в конце разговора ему сказать в лом. И в этом выражается осознаваемое или невольное желание фрустрировать Катерину. Не можешь приехать — не приезжай, но поддержать ощущение взаимности у якобы любимой женщины Гога может, и очень легко. Но не хочет.
Катерина взяла трубку и сказала:
– Приезжай. Я сейчас тебе продиктую адрес. Познакомишься с моей школьной подругой.
Людмила прошептала:
– Очень хочу послушать, – и бросилась на кухню, где стоял параллельный телефон.
– Поздно уже, – признался Гога. – Пока приеду, надо будет уезжать, а то на метро не успею.
– Я тебе дам денег на такси.
– Я как в том анекдоте: румынские офицеры денег с женщин не берут.
– Я тебе одолжу до получки. Приезжай. У нас еще выпить осталось.
– Спасибо. Я не в форме. Устал. А я должен понравиться твоей подруге, чтобы она ничего против меня не имела. Я рад был услышать твой голос.
– Я тоже.
– Я позвоню завтра.
– Ты просто приезжай.
– Я приеду.
– Я тебя целую.
В трубке замолчали.
– Я это сделаю завтра, – наконец сказал Гога и повесил трубку.
Примерно так же, как бы слегка, но весьма ощутимо для влюбленной женщины Гога фрустрирует ее после первого секса. До этого балаболивший Александре, что они с Катериной будут жить вместе, и на обдумывание этого он дает ей целых шесть дней, на этот раз Гога ведет себя «загадочно». Вместо того, чтобы подтвердить свои первоначальные намерения, уверить женщину во взаимности, он отшучивается, отмалчивается, а потом сообщает, что зверски хочет есть.
Потом они лежали рядом, его руки все еще продолжали ласкать ее, ей это было всегда необходимо, но ни один мужчина так и не узнал об этом, а он понял.
– Ты замечательный.
– У меня таких, как ты, никогда не было. Ты совершенство.
– Как чувствительный прибор? – спросила она.
– Да, если ты не обидишься.
– Я не обижусь. Ты мне подходишь. Если ты предложишь выйти за тебя замуж, я тут же соглашусь. Если ты этого не захочешь, я все равно буду с тобой до тех пор, пока тебе будет интересно со мной.
– При первой же встрече они обговорили условия, – заметил Гога.
– Не при первой, – возразила Катерина. – И условий не было. Было согласие побежденной стороны на все условия победителя.
– Про победителя не надо. Я не победитель, мне повезло. Мне давно так не везло. Извини. Я хочу поесть. Зверски хочу.
Типичное, кстати, поведение современного ГДЛБ-мужика типа Гоги, который внешне вроде как “самец”, а не деле… Пока потрахаться, пока “роман” – то всё хорошо – ласки, комплименты, подарки, “безумный секс” и так далее. Но как только речь заходит о том, чтобы “замуж” – о создании семьи – то сразу же “сливается”. Семью создать, мужем быть – это ведь не просто “хороший секс” и “чуткость” – это, прежде всего, колоссальная ответственность. От которой современный мужик привык бегать – ему банально страшно.
Отметим и особую «чуткость» Гоги, который словно угадал потребность Катерины в заключительным ласках. На пикнике он накрывает ее пледом. Эта нарциссическая «чуткость» — убойное оружие Обольщения — проскальзывает еще в одном эпизоде:
В фойе кинотеатра они купили мороженое, потом лимонад. Она снова удивилась, как он мог почувствовать, что после мороженого ей захочется пить.
Пробы Пера усиливаются. Гога позволяет себе абсолютно сексистское высказывание: «Запомни, все и всегда я буду решать сам на том простом основании, что я мужик». По сути, он прямо заявляет о своем презрении к женщинам. Но мы опять млеем и тянемся за носовыми платками — как же ж, он настоящий мужик, ведь он сам сказал, что он мужик, да еще таким голосом.
А вот в этом абзаце и полезла наружу феминистическая прошивка автора. Потому что в семье, в природной модели, мужчина – он глава семьи. И будет так, как он сказал, просто потому что он мужчина. Но, поскольку, современным женщинам подсунули бомбу замедленного действия под названием “фемнизьм”, то, они, соответственно, всячески этим фактом возмущаются, разводя в семье демократию. Потом еще удивляются, почему это у них в семье бардак? И автор этого анализа Гоги очень явно засветила свою “феминистическую прошивку”. В дополнение – статья “Голова и шея”, чтобы вы разобрались.
Впрочем, конкретно в этом эпизоде фильма “просто потому что я мужик” было сказано совсем по другому поводу – дабы продемонстрировать свою “мужественность”. Далее, “по ходу пьесы”, когда Гога и Катя поженились бы, то Гога слился бы, ушел от ответственности, переложив всё на Катерину. Потому что сказать “потому что я мужчина” – это одно. А постоянно поступать соответствующим образом – это другое. Тут уж речь идёт об ответственности. Об этом я уже писал чуть выше.
Катерина все еще пытается отстаивать свои границы, напоминая, что вообще-то, не надо так рьяно, без согласования с ней, вмешиваться в жизнь ее дочери. Гога началит ее за «приказной» тон, угрожая, что если она еще раз такое себе позволит, то ноги его в этом доме не будет. Опять наблюдаем “феминистическую прошивку”. Так что, в принципе, Гога правильно делает – демократия в семье недопустима – ведет к разрушению семьи, поэтому “поставить женщину на место” в этом случае – это правильно. Другое дело, что Гоге нужно не “поставить на место”, ему нужно “сломать”, ему нужно манипулировать Катериной, что он и делает весьма успешно. Освоился! Угрожает разрывом! И Катерина замолкает. И даже извиняется — пока сдержанно. У нее уже начинает входить в привычку извиняться на ровном месте. Извиняться только потому, что из нее делают виноватую — причем, грубо и прилюдно.
Это называется “манипуляция на чувстве вины” – самый распространенный тип манипуляции. Манипулятор Гога в данном случае не “вонючий козёл” а всего лишь КОРРЕКТОР, который, ловко манипулируя Катериной, вытаскивает из неё наружу, достаёт, делает видим, её чувство вины. По большому счету нужно Гогу за это нужно бы поблагодарить. Прочтите статью “Как всё устроено”, чтобы разобраться.
Итак, Пробы пера прошли успешно. Клиент готов к Ледяному душу.
И он случается сам собой, когда к ужину является Родион. Гога заметно нервничает. Я думаю, во многом и потому, что сравнивая себя с холеным и внешне успешным Родионом, ощущает острый укол ничтожности. У дамы, которую он уже вообразил своим трофеем, оказывается, вон какие ухажеры есть. А тут еще гость объявляет, что Катерина — директор завода. Какой меткий и мощный удар в самое больное Гогино место — патологическое эго, мечущееся от ничтожности к грандиозности! Гогу накрывает мощная волна нарциссического стыда, он буквально парализует его. Он не готов адекватно реагировать. Он ощущает ничтожность. Она непереносима. И он моментально сливается.
Гога “слился” бы в лбом случае – рано или поздно. Но Родион – он точно такой же “недомужик” как и Гога – только в несколько иной упаковке. Других мужчин Катерина не может привлечь просто в СИЛУ СВОЕЙ НЕНАВИСТИ К МУЖЧИНАМ.
Тут такая еще деталь. В электричке Гога невольно проговаривается, чему он завидует. Он «угадывает», что Катерина занимает должность не выше мастера. На самом деле, для Гоги, видимо, это предел мечтаний. Которого достигнуть не удалось — из-за несносного ли характера, недостаточного профессионализма или элементарной ненадежности (разве можно положиться на запойного алкоголика?). И он УЖЕ завидует Катерине как мастеру. А тут оказывается, что она аж целый директор. Земля уходит у него из-под ног, зависть вспыхивает ослепляющим фейерверком…
Заметим, что тут Катерина чуть ли не бежит за ним, умоляя не уходить. Это ее первое унижение. Вспомним, как достойно она вела себя даже в ситуации с Родионом, когда забеременела. А сейчас мы видим явную деформацию ее психики, которая неизменно возникает даже при непродолжительном общении с перверзным. Дальше и до стояний на коленях дойдет, и до целований рук, и до мытья полов к приходу любовницы…
С тяжелейшими переживаниями нарциссического стыда Гога пытается справиться давно привычным способом — уходит в запой.
А куда же ему еще уходить-то? Вот в этом и проявляется его “овощность” – то, что он “недомужчина” – “овощ с яйцами”. Пьянство – это признак слабого мужика. МУЖЧИНА просто взял бы и разрулил ситуацию, а не уходил бы в пьянство, изображая из себя обиженного мальчика. ТИПИЧНОЕ ПОВЕДЕНИЯ ДЛЯ ГДЛБ, ДА? Так что делайте выводы.
Он пьет вовсе не из-за переживаний по поводу краха любви, и не из-за того, что Катерина его якобы обманула. С помощью алкогольного беспамятства он пытается заглушить в себе нестерпимые переживания нарциссического стыда.
Поведение Гоги за столом, его непреклонность к мольбам Катерины, стремительный уход и исчезновение — Гога ведет себя как смертельно разобиженный человек. Нет-нет-нет. Он ведет себя как обиженный ребенок. Вот эта инфантильность, эта “детсткость” – это бич современного общества, в котором все вроде бы взрослые люди, но на деле никак не повзрослеют, всё никак не вылезут из-под маминой юбки. Даже если мамы уже в живых нет. Как и все жертвы перверзных, Катерина ощущает собственную чудовищную виноватость, чуть ли не предательство. Она уже не в состоянии включить свои, такие обычно трезвые, мозги и понять, сколь явно, вопиюще несоразмерна реакция Гоги.
Тут же заметим, что требуя от Катерины правды и чуть ли не исповедальности (и при этом не желая ее слушать), о себе Гога сообщает крайне скудную информацию. По сути, о нем известно лишь то, что он слесарь и разведен, и жена у него была хорошая и сейчас живет с хорошим человеком. (Кстати, я уже вижу, чем он будет донимать Катерину в дальнейшем: дифирамбами в адрес бывшей).
Характерный маячок. Героиня Муравьевой спрашивает у Катерины фамилию любимого человека. И Катерина застывает в шоке от самой себя: она понятия не имеет, какая фамилия у Гоги! Вот такие ураганные страсти и полубеспамятство очень характерны для жертвы нарциссического обольщения.
Нет-нет-нет. Опять перевёрнутое, извращенное понимание причинно-следственных связей. Катерина жертва? НЕТ!!! Просто пришло время ей пройти очередной “кармический урок”. Это только “психолухи”, и те, кто им следует, говорят о “жертвах”. А в природе этого нет – есть только причинно-следственные связи.
Опять типичная ситуация. Просто потому что “матрица” – всё отыгрывается по одним и тем же сценариям, изменяются лишь декорации. КАТЕРИНА НАЧАЛА ПРОХОДИТЬ ОЧЕРЕДНОЙ КАРМИЧЕСКИЙ УРОК, а человек кармические уроки проходит в состоянии транса, в состоянии отключенного “критического восприятия действительности”. Подробно об этом в статье “Развод, дети, деньги.”
Но глаза Катерины уже застит плотный туман гэзлайтинга. Она рыдает, сходит с ума, клянет себя за несуществующую вину. За мегаобман, которого не было. За предательство, которого она не совершала. Но не за горами и тот час, когда она будет считать себя виноватой за то, что сильнее Гоги, умнее Гоги, социально успешнее Гоги…
Призываются все подруги плюс Коля. Все сбиваются с ног, прочесывая Москву в поисках Гоги. Сколько суеты, сколько тревоги, сколько горя… Как и в случае с пикничком, нарцисс Гога умудряется отожрать не только Катерининого ресурса, но и «массовки».
Меж тем, он уже начал разрушать жизнь Катерины. О чем она думает эти восемь дней, пока Гога пьет горькую? О заводе? О работниках? О дочери? О новом платье, в конце концов? Нет, в повести Черных первые дни Катерина… пьет, потом решает не выходить на работу. Она рыдает и рвет на себе волосы. Она всех поднимает на уши, оторвав от дел. Все, кроме Гоги, утратило для нее значимость.
Конечно. Повторю еще раз – когда человек попадает под “кармическую раздачу”, то у него отключается “критическое восприятие действительности” – человек проходит кармические уроки в состоянии транса.
Наконец, Коля находит Гогу. И Гога быстро идет на поправку. Бросил пить, потому что устал? Проникся железными аргументами Коли? Как бы не так. Очень мощно, фантастически мощно, подкачалась его грандиозность. Красивая директриса завода и депутатша его из-под земли достала! Значит, он огого. Да что там: огогого! Топить ничтожность в водке необходимости больше нет, и герой идет сполоснуть лицо и переодеться в чистое.
Обратите внимание: дав себя уговорить вернуться, Гога смотрит на Катерину со скорбно-философским лицом, но отнюдь не извиняется. А вот Катерина перед ним извинится, очень прочувствованно и многократно, не сомневайтесь. И будет извиняться до того момента, пока не раскусит гнилую натуру Гоги, как когда-то раскусила Родиона.
Извиняется потому что из неё попёрло до сих пор не осознаваемое, и потому не проработанное чувство вины. И будет извиняться до тех пор, пока не пройдёт этот кармический урок. Пока, действительно, не раскусит Гогу. И за это ей следовало бы Гогу ПОБЛАГОДАРИТЬ. Как корректора.
Еще заметьте: Гога впервые надевает костюм. К чему бы? А вот к чему: он стремится хотя бы внешне «соответствовать» статусу Катерины. Для Катерины-мастера прокатывал непритязательный кэжуал, а вот для Катерины-директора надо одеться попафоснее…
Вот и думайте, какого бобра убила Катерина в лице «брутального» Гоги. Жестоко обжегшись на одном нарциссе — Рудольфе-Родионе, через 20 лет она подбирает еще более перверзный вариант.
И ЭТО ЗАКОНОМЕРНО! Поскольку с первым “недомужиком” из-под маминой юбки – Родионом, Катерина не прошла свой урок, то этот урок повторился позже, но в более жесткой форме. Таково общее правило – если не усвоил урок, когда объясняют “мягко”, будут “обяъснять” и далее, только в более жесткой форме. Катерина из ситуации с Родионом не сделала верных выводов – не стала ЖЕНЩИНОЙ, не стала двигаться в работе над собой в сторону ПРИРОДНОЙ ЖЕНСТВЕННОСТИ, вместо этого она стала “бабой с яйцами”. Соответственно, ситуация повторилась, в гораздо более жесткой форме – ПРИШЕЛ КОРРЕКТОР ГОГА. Суть – та же, что и у Родиона. Упаковка – другая.
А вот Гогу можно только поздравить. Отличный трофей подцепил! Красивая, успешная, признанная, материально обеспеченная… И такая совестливая, такая горы сворачивающая ради любви! Ведь костьми легла, а вернула его! Да он теперь на этой бабе всю зависть, всю ненависть выместит, всю собственную ничтожность на нее перевесит.
Ключевое слово здесь – НЕНАВИСТЬ.
Да, жизнь у Катерины только начинается, я не сомневаюсь… Очень «веселая» жизнь…
Да, у Катерины начинается “веселая” жизнь. И, будь Катерина реальным человеком, а не персонажем фильма, я был бы за неё очень рад. Потому что вся эта “веселая” жизнь – это ПЕРИОД КООРЕКЦИЙ И КАРМИЧЕСКИХ УРОКОВ, которые в итоге, если Катерина осознает, зачем ей это, приведут её к налаживанию жизни комплексно. По всем аспектам. КАТЕРИНА ПОЛУЧИЛА ШАНС ПРОРАБОТАТЬ СВОИ “ЗАТЫКИ” И СТАТЬ ЖЕНЩИНОЙ, перестав быть “бабой с яйцами”
Почему же фильм “Москва слезам не верит” так любим зрителями не смотря на солидный возраст фильма. Да потому что он “жизненный”. Потому что в фильме показана жизнь как она есть.
Операторская работа, музыкальный ряд, игра актеров – всё в этом фильме просто отлично. Оскар получен вполне заслуженно. Это вам не современное “мыло”.
Но фильм любим зрителями не за это. Фильм “Москва слезам не верит” любим по той простой причине, что он затрагивает “потаённые струны души”, фильм “цепляет”. Цепляет как раз потому что каждый в этом фильме видит что-то своё – видит себя. Но не осознаёт этого.
С одной стороны сценарий фильма и книга, по которой создавался сценарий, они писались из жизни. Наверняка, всё то, что в фильме показано, авторы подсмотрели в реальной жизни. Наверняка у Катерины и у Гоги были реальные прототипы. И в фильме всё показано “как есть”.
С этой точки зрения фильм “Москва слезам не верит” – шикарное пособие для работы над собой, для тех, кто познаёт себя и окружающий мир. Но с другой стороны, неосознанный просмотр таких вот фильмов ПРОГРАММИРУЕТ ЗРИТЕЛЯ.
Отношения, показанные в фильме – ЭТО ИЗВРАЩЕННЫЕ, БОЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ. НО ОНИ ТАКИЕ ЕСТЬ В РЕАЛЬНОСТИ. Но, без этого осознания, просмотр такого рода фильмов программируют зрителя на вот эти БОЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ.
Сюда же можно отнести и другие шедевры (действительно шедевры) кинематографа – “Служебный роман”, “Ирония судьбы или с легким паром”, “По семейным обстоятельствам”. Везде показаны БОЛЬНЫЕ ИЗВРАЩЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ, везде показана НЕНАВИСТЬ внутри семьи. И все эти фильмы до сих пор горячо любимы зрителями. СМОТРЯТ, СОПЕРЕЖИВАЮТ ГЕРОЯМ ФИЛЬМОВ, И ПРИ ЭТОМ САМИ СЕБЯ ПРОГРАММИРУЮТ НА ИЗВРАЩЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ.
Среднестатистическая МУЖЕСТВЕННАЯ советская женщина – типичная баба с яйцами – искренне сопереживает киношной Катерине. Потому что та такая успешная, потому что смогла “всё выдержать и всё пережить” и стать директором завода. А вот у неё, у “среднестатистической” женщины такого не получилось. Да вот незадача – у Катерины мужа-то нет, сама дочь растит. Молодец, сильная. Но всё же в жизни Катерины наступает момент её “женского счастья” – встречается ей на пути “настоящий мужчина”. Откуда же среднестатистической женщине, окруженной “овощами с яйцами в штанах” знать, кто это МУЖЧИНА. Вот она и принимает всё “за чистую монету”. И проецирует это на свою жизнь. И ПРОГРАММИРУЕТСЯ. Потом страдает, что вполне закономерно.
Как пример, иллюстрация к сказанному выше.
Ссылку на оригинал текста про Гогу отправил сегодня, сразу после прочтения, одной женщине (имя, естественно, раскрывать не буду), которая сейчас консультируется. Попросил “примерить на себя”. И вот что она написала в ответном письме.
Да, я судя по всему тоже путаю понятие мужественности с выпендрежем. Миша (имя изменено) чем-то очень похож на этого Гогу, но не настолько прям наглый. Подкатывал ко мне через контакт, три недели переписки и только потом уже встретились. Но дальше он мне проходу не давал, каждый день навязчиво приезжал, заявляя о себе. Умел красиво поухаживать.
Увидели? Ситуация практически один в один из показанной в фильме, только декорации другие. Она – не директор завода. А он не слесарь. И познакомились не в электричке, а в социальных сетях. Но суть ситуации та же.
В случае с этой, живой, не киношной, женщиной, просматривается дальнейшая судьба киношной Катерины. Сначала бурные ухаживания, откровенные манипуляции, дорогие подарки, эмоции манипуляции на чувстве вины.
Я видимо была отличным трофеем, все друзья ему так завидовали и проговаривали “где ты нашел такую, надо же, повезло”, он ликовал.
И вот сейчас смотрю, как везде прогибалась под его планы. И объективно же – он никогда сильно не подстраивался под меня. Он настаивал на своем, я в итоге из чувства вины подчинялась, мне всегда казалось, что он отличный мужик, а я истеричная баба вести себя не умею.
И в итоге, когда “Миша” достиг своих целей, когда попользовался девушкой столько, сколько ему было нужно, “слился” как только дело дошло до “жениться”. Как только отношения до той стадии, когда нужно уже создавать семью, позер “Миша” слился.
Но эта, реальная, не киношная, девушка осознала, что эта ситуация – это ей повод разобраться в себе, увидеть своё реальное отношение к жизни и к мужчинам, увидеть и осознать свою ненависть, своё чувство вины и так далее. “Миша” дал ей шанс стать ЖЕНСТВЕННОЙ ЖЕНЩИНОЙ.
Теперь она “Мише” благодарна.
Но вопрос тут в другом. Сколько из тех, кто сопереживал киношной Катерине, и повторял в своей реальной жизни её ошибки, пришли к тому же осознанию, что нужно своё отношение к мужчинам исправлять, свою ненависть прорабатывать, а не обвинять во всех грехах “этого козла”.